Центр современного искусства
ВИНЗАВОД приглашает на «СТАРТ»

Выставка Лизы Чухланцевой «Ты как я в молодости, только лучше»

С 21.02.17 по 11.03.17 в ISSMAG Gallery проходит выставка участницы проекта СТАРТ сезона 2015/2016 Лизы Чухланцевой. Читайте статью о выставке от Aroundart.org

Сама себя Елизавета Чухланцева не причисляет к тем, кто занимается современным искусством, говорит, что находится вне этой «профессии». Но это лишь распространенное среди художников кокетство: из наиболее видимых примеров — Никита Алексеев, который часто заявляет нечто подобное. Впрочем, бэкраунд Чухланцевой говорит об обратном. Художница учится в Школе Родченко, которую она, конечно же, как и многие тамошние студенты до нее, ругает как место, где навязывают строгий алгоритм работы и, главное, способ мышления (это во многом справедливо), но тем не менее, от таких корней сложно избавиться. Кроме того, она сделала выставку на площадке «Старт», которая четко маркирована как место, где показывают именно современное искусство во вполне определенном смысле этого выражения, там не так уж много было попыток как-то пересечь эти еле различимые, но все же строгие рамки. И как раз после этого дебюта о художнице заговорили как об одном из наиболее интересных авторов молодого поколения.

Впрочем, тут между художниками разных поколений есть разница. Тот же Алексеев отказывается называться современным художником, потому что его смущает обсессия «актуальностью», и, к тому же, он не видит достойных коллег в большинстве современных авторов, как он уточняет, с 1990-х годов, что в России, что в мире, — буквально называет их дерьмом. Но все же он идентифицирует себя с полем искусства во вполне институциональном изводе. У Чухланцевой резоны иные. Ее случай походит на ситуацию со многими активными деятелями художественного процесса последнего десятилетия. Бегать с некой сущностью под названием «искусство» как со святыней они явно не хотят. Понятно, что это лишь вопрос терминологии, но в выборе слов видна стратегия. Например, для группы DIS, которая курировала последнюю Берлинскую биеннале, это понятие не так уж и важно. Мода, музыка, дизайн, массмедиа — все идет в ход. Чухланцева так прямо и говорит: «Одежда и музыка — это наши талисманы». Если идти этим путем до конца, то в какой-то момент художник начинает создавать уже не вещи, а скорее шоу, хотя выглядеть выставка такого искусства может довольно конвенционально, но акценты будут аккуратно проставлены.

Нынешний проект Чухланцевой в галерее ISSMAG именно таков. Тут есть и фотографии, и объекты, и инсталляции, и видео, но основа всего не они, а саморепрезентация автора как чудачки, романтизирующей паблики «ВКонтакте» и некую аморфную «молодежь», которую она называет «ангелами-анонимами». Тут конечно сразу же видна фига в кармане, потому что Чухланцева вовсе не чудачка, да и показная наивность и «непрофессионализм» с первого взгляда считывается как персонажность, которую, как известно, в ее alma mater, обличаемую художницей в интервью, мастера довольно настойчиво навязывают студентам. Но все это не отменяет изящество этого шоу, а все эти внутренние противоречия только придают ему динамизм. Действительно, как быть, если давление обстоятельств (практически зомбирующее влияние арт-школы, задаваемые институциями рамки, правила игры в мире искусства и т.д.) столь велико? Можно плюнуть на все, включить музыку и одеться так, чтобы на душе стало веселее; связать «нитями» множество предметов, просто близких твоему восприятию действительности; написать на стилизованной под обложку школьной тетрадки милые банальности, в которых читается вовсе не голос сидящих во «ВКонтакте» школьников, а вопль страдающих художников, которых утомили их учителя; ну и напустить туману, что буквально было проделано на вернисаже. И это не такая уж безответственная и слабая позиция, как может показаться.

 

 

Источник