Центр современного искусства
ВИНЗАВОД приглашает на «СТАРТ»

Выставка художницы СТАРТа Лизы Чухланцевой в ISSMAG Gallery

С 22 февраля по 11 марта в ISSMAG Gallery пройдет персональная выставка Лизы Чухланцевой «Ты как я в молодости, только лучше»

В центре внимания художницы – визуальный контекст подростков и кидалтов, выросших в 1990-х и 2000-х годах, усвоивших общие социальные и культурные нормы и разделяющих схожие условия взросления и испытывающих схожие проблемы с коммуникацией, — поколение, называемое художницей «ангелами-анонимами».

«Ангелы-анонимы» Чухланцевой — ищущие себя и прокрастинирующие в мире соцсетей и визуальных блогов-агрегаторов подростки, которые предпочитают серой действительности уют персонализированного мира инстаграм-подписок и пабликов Вконтакте, а противоречивой и запутанной современности — псевдоностальгию по 1980-м и 1990-м. Обращаясь к периоду, который они едва ли помнят, они пытаются повернуть время вспять, преодолеть необратимость его течения, превратить историческое время в миф, вернуть утраченную беспечность «детства, которого у них никогда не было» или которое безвозвратно ушло. На предостережения политического активиста и интернет-деятеля Эли Паризера о «пузырях фильтров» — негативной стороне персонализированного поиска, когда сайты определяют, какую информацию пользователь хотел бы увидеть, основываясь на его личных данных, — «ангелы-анонимы» отвечают созданием собственных «мыльных пузырей» эскапистских практик в сети. Сконструированные визуальные фильтры реальности допускают в мир подростков только приятные им образы и информацию. В ответ на высказывание бывшего главы Google Эрика Шмидта: «Людям будет очень сложно увидеть или приобрести что-то, что так или иначе не было под них подобрано», они лишь с ухмылкой надевают розовые очки своих дизайнерских интернет-идентичностей и замыкаются на ближнем круге чужих таких же модно кастомизированных профайлов, предпочитая реальной картине мира его персонализированную интерпретацию, а любви и дружбе — «нео-дружбу» фолловеров и подписчиков.

Подобно современным художницам Розе Рендл и Амалии Ульман, создающим постановочные фотографии, подражающие изобразительному языку социальных сетей, Чухланцева воспроизводит механизмы конструирования идентичности в соцсетях в момент взросления и самоопределения с ноутбуками и смартфонами в руках, с которыми подростков связывают порой более интимные отношения, чем со сверстниками. Самовыражение и коммуникация в соцсетях неминуемо оборачиваются (благодаря самой природе этих сетей) сознательным или бессознательным инструментом формирования аудитории единомышленников, разделяющих схожие эстетику, жаргоны, мировоззрения.

В одном из своих пабликов ВКонтакте «Зимнее солнцестояние» Чухланцева выкладывает фотографию с комментарием своей сестры: «Это я, мои старшие сестры Лиза и Вера на даче в Атлашкино. Самые счастливые летние дни проходили там. Мы выдумывали и делали абсолютно все, что хотелось: клипы под музыку с дисков "Хиты дискотеки 00", фотосессии в смешных нарядах и разные театральные представления родным или соседям по даче. Не знаю, я слишком хорошо все помню, чтобы писать воспоминания, ведь это было недавно, и безумничаем мы до сих пор». Окрашенная в светлые тона ностальгия, свойственная героям Чухланцевой, — это не «тоска по дому», пусть даже метафизическому, которого больше нет или, может быть, никогда и не было, а буквальная «тоска по даче», образ которой становится для художницы воплощением воспоминаний о беззаботных летних каникулах, проведенных у бабушки вдали от дома, символом безграничной свободы и неосознанной игры с миром. В диалектике нормированного свободного времени, определяющего особые состояния, которые отделены от всепроникающей занятости, дача становится состоянием, в которое мы несем все, чему не нашлось места в нашей нормальной, городской, взрослой, забитой до отказа жизни, но что так дорого сердцу и выкинуть никак нельзя. Тоска же оборачивается веселым воплощением счастливых воспоминаний из детства, способом вернуть это детское настроение в современность.

Фактура дачи и эстетика кемпа на выставке в галерее ISSMAG становятся не только способом запуска механизмов памяти, но и воплощением гипоэстетики современного интернета, стирающей границы между личным и публичным, виртуальным и реальным, обыденным и фантазийным, названным и анонимным. В самом методе построения экспозиции художница заимствует логику ведения пабликов ВКонтакте, приглашая в рамках публичной программы (дискуссий, лекций и кинопоказов) своих друзей и подписчиков из соцсетей, а в качестве второй части проекта в галерее ISSMAG создаст онлайн-выставку (продолжение выставки «Ты как я в молодости, только лучше» откроется ВКонтакте 28 февраля, в последний день зимы).

«В тексте можешь упомянуть: "Не просыпайся — мир обожжет тебя!" Спящие бабочки кружат в ночи и не видят, как их пожирает пламя, — посылает мне Лиза на фейсбуке слегка измененную цитату из рецензии на фильм Ги Дебора «Мы кружим в ночи, и нас пожирает пламя» и прикладывает фотографию своего платья с выложенным пайетками пламенем, — Все началось с моего наряда на Аутлайн, который я так на него и не надела... я насмотрелась Ги Дебора) хотя наоборот, ПРОСЫПАЙСЯ...хотя.. я не знаю... мне больше нравится когда dream как мечтать, тогда просыпаться не нужно».

Куратор: Александр Буренков