Открытие на СТАРТе: «Косая»
25 октября на площадке СТАРТ откроется выставка художника Ульяны Подкорытовой
Шестая выставка сезона 2015/16 открывает для зрителя мир «русского косизма» – в пространстве СТАРТА художница Ульяна Подкорытова сооружает своеобразный храм. В этом храме есть все атрибуты, характерные для традиционного интерьера культовой архитектуры: алтарная часть, фресковые росписи, сакральные символы и, собственно, предметы «культа». Но сам «культ» – объект авторского вымысла.
Ульяна Подкорытова мифологизирует женскую косу, создавая особый художественный язык «косизма», иронически осмысляющий популярную в последнее время идею русского космизма. Художница работает с природой истинных и мнимых обсессий – что может быть монотонее, чем плетение бесконечной косы? Что произойдет, если постоянно воспроизводить косы в разных материалах? Поможет ли сакрализация навязчивой идеи преодолению обсессивного состояния?
Впервые образ косы возник в работе Ульяны Подкорытовой два года назад в короткометражном фильме «Двоеверие» (Канский фестиваль-2016).
Ульяна Подкорытова, художник: «Термин «двоеверие» говорит о возможности параллельного существования нескольких религиозных элементов. Главные героини фильма становятся служителями внутреннего культа свободы, одновременно являясь служителями общественной инстанции. Определить эпоху, в которой существуют персонажи, невозможно. Но при этом отсутствие конкретного временного пространства становится символом российской современности, где человеку сложно определить координаты «я» между глобализацией и традиционностью. Мне кажется любопытным тот факт, что именно мощь навязчивого образа предвосхищает решительный переход к воплощению формальных решений.»
Ульяну не смущает привязка её творчества к русской образной системе: Подкорытовой нравится обыгрывать художественные реалии России, она даже шутит, что психологически отделаться от русской традиции с таким «фольклорным именем» – Ульяна Подкорытова – у нее уже никогда не получится.
Созданный Подкорытовой персонаж Гертруды Свирепой (она же Косая) – своеобразное заимствование из творчества ОБЭРИУтов, гибрид Макара Свирепого, альтерэго Николая Олейникова, и «героя труда» (сокращенно гертруда), не случайно на одежде Свирепой нарисованы серп и молот. Присущие творчеству ОБЭРИУтов гротеск, абсурд и алогизм прослеживаются и в работах Ульяны: её герои всё время попадают в самые странные ситуации, сюжеты для которых художница берет из треш-новостей в духе «Экспресс-газеты» или Life news.
Ульяна Подкорытова, художник: «Пантеон современных героев формируется триллионами блогеров, тоннами имиджей и бесконечным потоком информации. Косая - представитель общества умножения. Действуя согласно законам бессмысленных подвигов, она существует на территории теперешней России. Каждая история, в которую попадает Косая, основана на ирреальных интернет новостях крепчающего абсурда. Указывая берёзовой перчаткой на единственный четкий вектор бытия, она спасает служителей культа ВДВ из пучины омерзительной Москвы-реки».
Используя присующие фольклору игровые, праздничные, обрядовые и ироничные интонации, Ульяна Подкорытова могла бы быть вписана в традицию «фольклорного сознания» ряда художников 1970-х (Ирина Затуловская, Ростислав Лебедев, Константин Звездочетов, Георгий Литичевский).
Через все работы Ульяны проходит музыкальная тема: ни одна ее выставка не обходится без вокального перформанса. В этот раз художница обещает исполнить авторскую мессу под электроорган.
На выставке будут представлены деревянная и керамическая скульптура, живопись, граффити (роспись), видео.
Куратор проекта СТАРТ, художник Кирилл Преображенский:
«Ульяна Подкорытова наследует традиции русской визуальной культуры с потрясающе интересной системной ошибкой. В ряду новых имен молодых российских художников она одна из тех, кто идёт поперек «течения», косо смотря в сторону «национальной идентичности». Но её метод – вовсе не ремесленный наив или лубок, близость Подкорытовой к такому искусству – абсолютно осознанный фольклорный психоз, русские народные галлюцинации в чистом виде.»
Ульяна Подкорытова родилась в 1984 году в г. Брянске. В 2007 году закончила Московский Государственный Университет Печати им. Ивана Федорова, факультет графических искусств; является студенткой 3-го курса Московской Школы Фотографии и Мультимедиа имени Родченко, видеоарт, мастерская Кирилла Преображенского; в 2016-м закончила Лабораторию «Голос» при Институте Театра под руководством Наталии Пшеничниковой, вокал; является вокалисткой театра голоса «Ла Гол» под руководством Наталии Пшеничниковой.
Групповые выставки: Фантазмы, инсталляция «МЕТАКРАЙ" (2016), фото, объект; Поле Зрения (параллельная программа V Moscow International Bienale for Young Art), серия цианотипий "МЕТАКРАЙ", Галерея Братьев Люмьер (2016); 10 лет ШР (специальный проект параллельная программа V Moscow International Bienale for Young Art), одноканальное видео "Банк Крика", инсталляция "Ловушка"( керамика, акрил), ММАМ (2016); Только неофициальный язык (параллельная программа V Moscow International Bienale for Young Art), инсталляция «Иногда случаются подвиги» (графика, керамика), ЦСИ Винзавод (2016); Обратный просмотр, «МЕХ/FUR» (инсталляция, одноканальное видео), Галерея на Шаболовке (2016). Сделано в Москве (2015), скульптура; видеоальманах «ЧЕПУХА" (2015), одноканальное видео; видеоарт в саду им. Баумана, BYOB (2015), одноканальное видео.
Выставка продлится до 20 ноября 2016 г.