Центр современного искусства
ВИНЗАВОД приглашает на «СТАРТ»

Художник СТАРТа Евгений Антуфьев на выставке «Все взоры на меня»

С конца июня по начало сентября в Pechersky Gallery  на ВИНЗАВОДе проходит групповой кураторский проект о селфизации современной культуры.

В проекте принимают участие как художники галереи — Евгений Дедов, Мария Агуреева, Кирилл Гаршин, так и авторы, чье искусство является  референтным своему времени — Евгений Антуфьев, Фабиан Кнехт, Олег Доу, Александр Скоробогатов, Егор Крафт, Дуня Захарова.

Желание фиксации своего образа было присуще человеку на протяжении всей истории. От наскальных изображений, палеонтологических Венер до египетского погребального культа, от Ренессанса и до наших дней, лицезрение собственного изображения успокаивает, дает уверенность в себе. Его сохранение дает право на пребывание в истории, хотя и не является противоядием забвению. В 2013 году неологизм «селфи» стал словом года по версии Словаря Оксфорда, а количество фотографий с хештегами «selfie», «me», «я» перевалило давно за сотни миллионов. Интересным в этом контексте представляется функция хештега. По сути хештег является проявлением само-объективизации. Через номинализацию своего изображения, респондент превращает его в товар, тем самым упрощая его до типичных характеристик, облегчающих его поиск в социальной сети. Парадоксальным образом именно в селфизации соединяются два противоположных стремления — типизация/поиск и дальнейшее акцентирование собственной неповторимости.

Один из главных теоретиков новых медиа, Маршалл Маклюэн, в четвертой главе своей книги «Понимание медиа» (1964г.) обращается к мифу о Нарциссе. Он акцентирует внимание на том, что Нарцисс влюбляется не в себя, а в свой лик формализованный в ином, отличающемся от него самого материале-носителе репродуцируемого образа. Маклюэн подчеркивает, что первой реакцией Нарцисса при встрече со своим отражением было оцепенение, следующее за ним принятие своего изображения за другого, и уже только потом очарование собой. Сам процесс узнавания себя в отражении, кажущийся нам моментальным, проходит те же стадии неприятия-приятия. Только с тем различием, что внутри социальной сети пользователь может свободно корректировать и играть со своею идентичностью.

Художник СТАРТа Евгений Антуфьев представил на выставке процесс селфизации и нарциссистического поиска собственной идентичности  в архаичной практике переноса образа с лица на маску.