Центр современного искусства
ВИНЗАВОД приглашает на «СТАРТ»

«Ура! Скульптура!» Конференция

30 января с 12 до 20 в Винтажном зале  ЦСИ ВИНЗАВОД в рамках выставки «Ура! Скульптура!» пройдет конференция по скульптуре, организованная институтом «БАЗА». Проект пытается развить актуальные размышления об искусстве и общественном пространстве, ориентируясь на контекст сегодняшних культурных событий.

Кафедра современной скульптуры до сих пор остается одним из центральных департаментов в европейской системе художественного образования, хотя очертить границы скульптуры, как с точки зрения академической организации, так и с точки зрения художественного метода, сегодня гораздо сложнее по сравнению с другими медиальными средствами: будь то живопись, графика, кино или фотография. Одним из самых спорных моментов, в центре которого всегда оказывается скульптура, остается значение искусства для публичного пространства современного города, взаимодействие с темами коллективной памяти, мемориала и монумента, унаследованные еще со времен вотивных изображений и памятных стел. 

В 2016 году кураторы крупной конференции Sculpture Unlimited в Линце, Йорг Хайзер и Ева Грубингер, предлагали задуматься о перспективах скульптуры в ближайшем будущем. Совсем скоро откроется очередной показ "Скульптурных проектов в Мюнстере" под бессменным руководством Каспера Кёнига, всегда предлагающего систематичный взгляд на скульптуру в том самом «расширенном поле», где пересекается эстетическое и политическое, частная воля и общественный интерес. Пытаясь разрешить острое противоречие между «автономией художественного объекта» и социальной вовлеченностью, именно в рамках крупной скульптурной выставки в свое время оформились методы «социальной пластики» Й. Бойса и «саморазрушающегося искусства» художника и активиста Г. Метцгера.

Целый ряд последних художественных событий в Москве по-разному ставили вопрос о скульптуре и художественном проекте в общественном пространстве - это и выставка "Скульптуры, которых мы не видим" в Манеже (посвященный объектам, лишенным открытого публичного взгляда, созданным в атмосфере идеологического контроля над визуальным обликом городского пространства), и конкурсная программа фонда V-A-C «Расширение пространства. Художественные практики в городской среде» (сфокусированная вокруг паблик-арта и децентрализации художественного производства в городах), и активно развивающийся музей им. Вадима Сидура, целиком посвященный скульптуре. Многие исследователи обращаются к монументальному искусству СССР, пытаясь разработать альтернативные подходы к анализу и оценке художественных стратегий в общественном поле: это и деятельность платформы «ШТАБ», и доклады исследователя Оуена Хазерли, и лекции Александры Новоженовой. 

Проект института «БАЗА» «Ура! Скульптура!» пытается развить актуальные размышления об искусстве и общественном пространстве, ориентируясь на контекст сегодняшних культурных событий, но, будучи образовательной платформой, концентрирует внимание также и на статусе скульптуры в образовательном процессе, и на «emerging artists», для которых важно выработать собственную эстетическую и политическую позицию в отношении скульптуры.