Проект Анатолия Осмоловского «…ура! Скульптура!» номинирован на конкурс ИННОВАЦИЯ
Центр Современного Искусства ВИНЗАВОД принял решение номинировать кураторский проект Анатолия Осмоловского «…ура! Скульптура!» на Всероссийский конкурс в области современного визуального искусства ИННОВАЦИЯ в номинации «Кураторский проект».
Концепция выставки «…ура! Скульптура!»:
Выставка ставит вопрос о роли современного художника в формировании общественного городского пространства выразительными средствами скульптуры, а так же позволяет критически осветить тот процесс нового монументального заказа, свидетелями которого мы становимся.
Проект является своеобразной ревизией современного художественного процесса в области скульптуры. Вместе с тем это и демонстрация разнообразных скульптурных форм, которая сопоставляет различные индивидуальные художественные стратегии, позволяя художникам точнее понимать собственное творчество и свое место в художественном процессе. Таким образом, организаторы задаются вопросом: «Возможна ли в нынешней российской художественной ситуации современная скульптура?».
Помимо сложившихся известных художников, на выставке будут представлены скульптуры молодых авторов, работающих с различными материалами, от бронзы до бумаги. Изготовление скульптуры стоит достаточно дорого, но молодые художники находят недорогие материалы и показывают, что скульптура доступна не только узкому кругу, контролирующему материальную продукцию и систему тендеров.
По словам куратора выставки Анатолия Осмоловского, на сегодняшний день в Москве и в других городах страны монументальное искусство становится полем активных дебатов: «Устанавливают памятники и монументы, призванные формировать национальную идентичность «сверху», солидаризируясь с магистральной культурной политикой страны, для которой доминирующим остается консервативный эстетический канон. В этих монументах память предстает безальтернативной чередой исторических отсылок, некритических утверждений о прошлом, увиденном из перспективы доминирующей политической среды».
Подобные условия, изменившие ситуацию для скульптуры и требующие активного включения произведений изобразительного искусства в пространство города, предлагают нам осмыслить скульптуру в ее общественном значении, в открытом публичном поле. Современные художники способны не только указать на вытесненную из памяти историю, но и обозначить альтернативные модели взаимодействия с публичным пространством. Художник Томас Хиршхорн называл этот процесс «монументами снизу», акцентируя те социальные отношения, которые завязываются вокруг монумента без помощи централистской силы и магистральной культурной интерпретации.