Современное искусство со времен Энди Уорхола сознательно умаляло Идею Романтизма. В схеме художник – произведение – галерея – выставка – арт - рынок практически не осталось места так любимому зрителями мифу о художнике против всего мира, аутсайдере-одиночке. Произведения искусства приобрели внушительные масштабы, художники освоили новые техники производства, отличающиеся дизайнерской безукоризненностью. Работы Сергея Лоцманова - возможность испытать новый опыт, назовем это опытом отстраненного наблюдателя, побег на окраину города, в заброшенные и забытые людьми места.
Восемь графических листов исследуют поэтику урбанистического пространства. Сергей с маниакальной усидчивостью прорисовывает каждый кирпичик чей-то несвершившейся мечты, звездное небо на фоне снега полузаброшенных складов, окраин мегаполисов. Миллионы линий, бессчетное количество движений кисти руки вдоль линейки: «Пустынные пространства, пустынные, еще не вырубленные под постройку клочки леса, море, засыпанное мусором, построенные, но уже брошенные за ненадобностью здания – «современные развалины», руины эпохи, постмодернистские стекляшки и конструктивистские многоэтажки. Спальные районы, где спят, потому что живут на работе, или в электричке, а на жизнь никогда не хватает времени. Кризис всех приземлил на Землю. А под ногами груда кирпичей с прошлой осени, покрывшихся мхом» (Сергей Лоцманов).
Не существует объективного наблюдателя, потому что любой наблюдатель часть вселенной, его физики и механики. Завораживающее сияние звезды – ключевой элемент всех работ художника - своим не всегда заметным с первого раза присутствием на работе отсылает к сиянию «миллиарда лет», вызывая тоску по той самой точке отсчета после «большого взрыва». Рассматривая работы Сергея возникает ощущение абсолютной отстраненности, потери связи с реальностью, выхода за границы объектов наблюдения. Как в одном из принципов квантовой механики, когда наряду с объектом и инструментами исследования элементом анализируемой картины становится наблюдатель. Вспоминаются слова М. Момардашвили - «бытие не уменьшается в реальности», но его тень, схваченная автором, превращена в восемь эссе о современном романтизме.
Анастасия Шавлохова
Не существует объективного наблюдателя, потому что любой наблюдатель часть вселенной, его физики и механики. Завораживающее сияние звезды — ключевой элемент всех работ художника — своим не всегда заметным с первого раза присутствием на работе отсылает к сиянию «миллиарда лет», вызывая тоску по той самой точке отсчета после «большого взрыва».
Для прессы