10 марта 2017 г. в Центре современного искусства ВИНЗАВОД на площадке молодого искусства СТАРТ открылась выставка художника Антона Кушаева «Сомнительное основание». Автор предлагает нам оригинальный взгляд на привычные городские постройки, ускользающие от нашего внимания конструкции. В своих работах он обнажает каркасы и фундаменты примитивных архитектурных сооружений стоечно-балочного типа, показывает основания, скрытые от наших глаз. С помощью разных медиа – живописи, графики и объекта, Антон Кушаев строит город-остов из архитектурных скелетов и праха.
Пространство выставки «Сомнительное основание» – это пространство-обманка. Художник сознательно изменяет траекторию взгляда, обещает зрителю проникновение в самую суть вещей, но оставляет его наедине с фантомными конструктами. Зритель проникает в пространство экспозиции с оборотной стороны живописного полотна; вместо традиционного подрамника художник натягивает холст на объемную деревянную конструкцию, создающую эффект трехмерного пространства за поверхностью живописного слоя. Таким образом художник уравнивает текст и контекст: сквозь простую архитектурную форму просвечивает изображение всё той же ветхой теплицы из костей с лицевой стороны холста. Автор совмещает в одном произведении два медиума, делая его трансмедийным.
Следуя концептуальной традиции, Антон Кушаев не только создает художественный образ, анализируя его части, но и показывает логику работы самого произведения и манипулирует оптикой зрителя.
Антон Кушаев, художник: «Вращаются большие шестерни, перемалывая муку времени. Отчетливо слышу скрип механизмов трущихся друг об друга костей. Истлевая в этом ходе, они оставляют только прах. Зудящая рана скрывает скелет, который невозможно осязать. Обнаженные суставы лишены устойчивости, нестабильны, сомнительны. Ясно вижу проступающую решетку, остовы домов скрыты и явлены одновременно. Город становится клеткой , улица - ловушкой, изображение - капканом. Невидимые, они становятся навязчивым скрежетом перетираемой пыли и оседают на всём вокруг. Покрытые пеленой, они кажутся несуществующими, но могут быть обнаружены».
Особое внимание Антона Кушаева к живописи неслучайно. На протяжении двенадцати лет он занимался храмовой росписью, работал над большими фресками. Художник принимал участие в росписи более чем двадцати храмов. Сегодня он учится в институте «База», где сочетает мастерство живописца с новым, современным взглядом на искусство.
Кирилл Преображенский
Куратор проекта с ноября 2015 г. по настоящее время
Выставка существует в логике «сна во сне», наивного желания художника прорваться сквозь пелену образов к подлинному содержанию. Но пройдя сквозь поверхности живописи и графики, он обнаружил за ними такие же голые конструкции, как и те, что изображены на них. Буратино нашел за нарисованным очагом вход в утопический волшебный мир, но золотой ключик потерян, а за нарисованным очагом мы видим лишь чертеж этого же очага. В отличие от хэппи-энда в «Золотом ключике, или Приключениях Буратино», автор оказывается в навязчивом закольцованном сюжете.
Для прессы