Елизавета Чухланцева взаимодействует с дискурсом детства в контексте глубоко личных переживаний. История взросления в спальном районе Казани становится фоном рефлексии художницы о целом поколении людей, родившихся в 1990-е годы в самых разных регионах страны. Вынужденное развиваться в “традиционалистском” обществе, предполагающем, что дети должны повторить судьбу своих родителей, это поколение в то же время было лишено каких-либо ориентиров и ролевых моделей. На постсоветском пространстве исчезли старые идолы, а новые еще не были созданы. Дети 1990-х оказались в ситуации, когда институты воспитания всячески старались оградить их от взросления, возводя систему запретов и “заборов”. Выход за пределы реальных и условных ограждений, создание новой системы ценностей, использующей артефакты прошлого в качестве визуальных клише, составляют основу авторского высказывания Чухланцевой. Фотографии, снятые на мыльницу Olimpus, выполнены в эстетике семейных альбомов – такие есть в каждой среднестатистической российской семье, в уютных мещанских обложках в цветочек они годами пылятся на антресолях, ими гордятся и их стесняются одновременно.
Лиза показывает быт своей родины, спального района Казани. Старые плюшевые игрушки, вязаные кружевные салфетки, полинявшие байковые одеяла, пыльные искусственные цветы – всё это артефакты её детства, сувениры повседневности. С помощью этих предметов она рассказывает историю собстенного взросления в обществе, где время остановилось. Застывшие детские образы в фотографиях Чухланцевой как будто малы ей сегодняшней, она пытается примерить быт десятилетней давности, из которого давно уже выросла.
Скульптуры, созданные по мотивам стихов Корнея Чуковского и названные именами известных нам с детства сказочных героев, кажутся знакомыми только на первый взгляд. Причудливые химеры, сделанные из всё тех же узнаваемых предметов обстановки любой советской квартиры, превращаются в новые алтари ностальгии по прошлому, в котором родившиеся в 90-е никогда не жили и которого не могут помнить.
Поиски “новой искренности” в мире, где ничего по-настоящему не меняется, причиняют боль поколению, чувствующему собственную беспомощность. Тем не менее, дети 1990-х повзрослели именно тогда, когда решили навсегда остаться детьми.
Кирилл Преображенский, куратор:
«Поколение рожденных в 90-е сорняками прорастало сквозь руинированные обломки советской материальной культуры в условиях информационного хаоса повседневности, сравнимого с диким полем. Лишенное подлинной исторической памяти о событиях минувшей эпохи, это поколение вынуждено было по крупицам собирать фантомные воспоминания из объектов, утративших не только функциональное предназначение, но и символический смысл. Сорняки «окультуриваются», впитывая образы, концепции и пластический язык времени, с которым они могут соприкасаться только через оставшиеся от него артефакты»
О художнике:
Елизавета Чухланцева родилась в 1994 году в Казани. Закончила МГОУ по направлению “Романо-германские языки”, студентка Школы Родченко (курс Валерия Нистратова “Документальная фотография”). Основные медиа, с которыми работает художница: фото, видео, скульптура, инсталляция. Участвовала в групповых выставках в Москве и Санкт-Петербурге. Живет и работает в Москве.
Кирилл Преображенский
Куратор проекта с ноября 2015 г. по настоящее время
Поколение рожденных в 90-е сорняками прорастало сквозь руинированные обломки советской материальной культуры в условиях информационного хаоса повседневности, сравнимого с диким полем. Лишенное подлинной исторической памяти о событиях минувшей эпохи, это поколение вынуждено было по крупицам собирать фантомные воспоминания из объектов, утративших не только функциональное предназначение, но и символический смысл. Сорняки «окультуриваются», впитывая образы, концепции и пластический язык времени, с которым они могут соприкасаться только через оставшиеся от него артефакты
Для прессы