Центр современного искусства
ВИНЗАВОД приглашает на «СТАРТ»

Интервью участницы проекта СТАРТ Ксении Кудриной: Как стать художницей?

Художница Ксения Кудрина рассказала журналу Foodika о своей профессии, вдохновении и о  выставке «Ваше будущее – моё прошлое», которая скоро пройдёт на Винзаводе.

Расскажите о себе – где вы родились, выросли, какое образование получали

Я родилась в Якутии, в семье художников. Выпускница СПБХПА им.Штиглица (Муха), кафедра Стекло и керамика.

Когда вы поняли, что хотите заниматься искусством? Не возникало ли сомнений в выборе?

Художники с детства окружали меня. Папа был букинистом, собирал книги, в том числе и по искусству. Ван Гог, Матисс, Пикассо, Врубель, Веласкес — любимые с детства. Я могла  долго разглядывать мазки Ван Гога, декупажи Матисса, забавную керамику Пикассо! Родители-художники, дом-мастерская – это образ жизни, ценности уже были заложены  с детства. Я мечтала стать знаменитой художницей и… немного балериной. Но выбор был очевиден, и сомнений не возникало никогда.

Сложно ли вам было реализоваться в этой сфере?

Я не могу сказать, что я уже реализовалась. Это же постоянная потребность – работать, реализовывать идеи, править себя, править свое мировосприятие и опять все заново и по-новому.

Мне кажется, у художников в России много трудностей, ты не всегда можешь зарабатывать деньги на этом. Поэтому я сейчас также работаю креативным директором в компании игрушек.

Здесь я научилась многому, в том числе и работе в команде. Это важно — уметь доверять и делегировать.  Художники – эгоисты, поэтому очень сложно работать с кем-то в тандеме. Я этому научилась, поскольку считаю, что художнику в построении своей карьеры тоже нужна команда, чтобы не отвлекаться на ненужные вещи. Куратор, менеджер вместе могут сделать гораздо больше и лучше, чем в одиночку – думаю, это даже невозможно.

Как вы нашли свою стезю в художественном мире – почему вы выбрали именно направление росписи по стеклу?

Я отношусь философски к жизни в целом. Все, что происходит со мной, — иногда череда случайностей, но в итоге получается так, будто кто-то свыше направляет.

Приехала в Питер поступать в академию Штиглица, сначала очень хотела на книжную графику, но когда мы пришли на кафедру, поняла что это не мое. Во время экзаменов познакомилась с преподавателем Ольгой Леонидовной, и она пригласила нас посмотреть кафедру керамики и стекла. В итоге поступила на стекло, мне показалось это очень интересным, но до третьего курса хотела перевестись на дизайн. Учиться было сложно. После влюбилась в стекло и до сих пор обожаю этот материал, и продолжаю изучать его возможности!

 Как вы совершенствуете свое мастерство?

Много работаю, вот и всё. Постоянно узнаю что-то новое, появляются новые технологии, учусь всегда. Только так!

Что представляет собой жизнь человека искусства?

Мастерская, кисти, по уши в красках, в эскизах, постоянно в сомнениях и поиске. Это фанатизм, религия. Все, чем ты живёшь.

Сложно ли сохранять баланс работы и личной жизни в этой сфере?

Семьям можно пожелать только терпения и понимания. Порой со мной очень сложно, я понимаю — постоянно в мастерской. Так что хозяйка из меня та ещё.

Есть ли конкуренция среди художников? Как она проявляется?

Конкуренция есть в любом деле, если ты человек амбициозный и азартный, даже когда грибы собираешь. Поэтому, скорее всего, это зависит от темперамента личности, а не от сферы деятельности.

Что вам больше всего нравится в вашей профессии

Я могу заниматься любимым делом, что может быть лучше!

Как вы считаете, можно ли стать успешным в искусстве исключительно за счет обучения мастерству или все-таки для этого нужен природный талант?

Есть ремесло, которому можно научиться и овладеть в совершенстве. Станешь ли ты успешным при этом? Смотря что вкладывать в это понятие. Наверное, возможно.

Есть искусство — на мой взгляд, более тонкая материя, но и здесь одним талантом не обойдешься. Нужно много работать, каждый день полностью посвящая себя своему делу и при этом понимая, куда ты идешь и зачем тебе это нужно.

Вы работаете с тотемными образами и древними символами народа Якутии. Несут ли ваши работы какой-то особый смысл, силу, знание или являются исключительно художественными объектами?

Обожаю свою Культуру, свои корни и горжусь, что являюсь ее частью. Конечно, это определенные знания, смысл и сила. Но я, в первую очередь, художник; моя задача пропустить через себя то, что вызывает у меня трепет и восторг, и выпустить наружу уже в виде инсталляции, скульптуры или живописи. Мне нравится превращать сложные сакральные символы, знаки в современное высказывание.

Что главное вы стремитесь передать аудитории в своих работах?

Мое творчество в большой степени  о памяти народа. Оно воплощается в символах, преломленных через призму восприятия его молодым поколением.

В своих тотемах я исследую то, как  меняется  или не меняется современный человек в потоке времени. В процессе данных изменений рождается новый человека мира. Но кто он теперь? Каких корней держится и осознает ли  потерю традиций предков?

Расскажите о своей ближайшей выставке «Ваше будущее — это мое прошлое», которая совсем скоро пройдет на ВИНЗАВОДе. Чему она посвящена и кому будет интересна?

Этот проект основан на моем глубоком погружении в тему детских игр. Я много лет работаю арт-директором в компании, которая производит игрушки для детей. Я работаю с Disney, Hasbro, Lego и не могу не поделиться наблюдениями за эволюцией игры в наше время.

Мои дети играли в лего и странных кукол Monster High; Пони и Дисней глубоко вошли в их жизнь, но планшет победил их всех. Теперь кости, куклы, герои, конструкторы — все живут вне осязаемой реальности, за стенкой стекла – экрана планшета или телефона.

Можно долго рассуждать, хорошо это или плохо и что нас ждет, но это данность нашего времени, это случилось. Я показываю это сверху, как если бы это были артефакты нашего времени, найденные через много лет.

Еще один ваш новый интересный проект «Взрослые люди» будет представлен в октябре. Расскажите о том, что он собой представляет?

 «Взрослые люди» — это исследование, направленное внутрь себя, обращенное к наслоениям разных влияний, сконцентрировавшихся внутри каждого человека.

Что делает нас взрослыми? В какой момент количество накопленной нами информации, перевалившей за определенный рубеж, отделяет нас — “ребенка” от нас — “взрослого”?

Именно эти вопросы, направленные на изучение природы формирования человеческой личности, лежат в основе нового проекта.

Это живопись и скульптуры меня-ребенка и меня-взрослого; пусть зритель сам для себя определяет, где эта грань между взрослением и детством.

Как вам удается создавать такие разные и глубокие проекты в столь короткие сроки?

Создавать проекты в короткие сроки невозможно, они много месяцев живут во мне, выходят в виде эскизов и не дают спать подолгу. У меня много мыслей в тетрадях и скетчах, как только появляется возможность или необходимость воплотить проект, тут и наступает момент их технической реализации. Как вы понимаете, работать со стеклом непросто технически и недешево, но это мой путь, и я получаю удовольствие от всех процессов.

Я абсолютно счастлива, когда много работы, много проектов. Я могу не есть, не спать — пришло время работать, я и так долго к этому шла. Наконец пришло время показать все, что накопилось у меня внутри. Мне есть, что сказать этому миру!

В чем вы находите вдохновение для своих работ?

С детства в семье мы воспринимали рисование как работу. Во мне давно воспитано отношение к делу своей жизни как к единственно важному, поэтому вдохновение — как заряд для батарейки: подзаряжается от всего, что я вижу, слышу, делаю.  Я всегда была полна идей, всегда не хватало времени для их реализации. Сейчас ситуация такая же: мыслей, идей, проектов очень много — дай Бог все воплотить и реализовать.

Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать художник, чтобы добиться успеха?

В современном мире нужно уметь слышать и видеть, художник должен уметь работать в команде. Мне повезло, что у меня есть сестра — мой менеджер и, я бы сказала, куратор (хоть она и не любит, когда я ее так называю). Мы вместе — команда. Она двигатель, она меня очень вдохновляет и верит в меня!

Чем вы увлекаетесь помимо художественных проектов?

Я работаю креативным директором, этого мне достаточно… У меня увлечение одно, поэтому со мной, возможно, не очень интересно. О проектах могу говорить часами, а в остальном — зануда.

Кто является вашим кумиром и почему?

Кумиров нет. Есть сестра — она, пожалуй, самый сильный мой авторитет в жизни, я ей верю безусловно! Считаю её гением.

Ваши жизненные ценности?

Семья и Искусство. Да, как ни странно. Женщиной-художником быть сложно. Мы не можем сконцентрироваться только на искусстве и упустить семью, наше предназначение шире, и мне в этом смысле повезло – у меня есть семья, которая понимает и разделяет мое стремление реализоваться не только дома.

Какие цели перед вами стоят в ближайшее время? Каких вершин хотелось бы достичь, какие проекты реализовать?

Ближайшие несколько проектов сейчас занимают почти всё мое время физически, но впереди еще много планов, которые занимают мои мысли и требуют концентрации.

Винзавод СТАРТ, Гридчинхолл, арт-резиденция в Бельгии и выставка в Милане — это самое ближайшее, все остальное пока только предварительные договоренности. Но планов много, много дверей начало открываться, что, безусловно, радует.