Концепт проекта
Форма общежития народов под названием государство предполагает наличие границ, а международное взаимодействие всегда ставит под сомнение их существование в том или ином виде. Изменения происходили, происходят и будут происходить, это неизбежно и непредсказуемо. Основания для передела находятся всегда и всегда есть те, для кого это оказывается экономической или личной трагедией. Ателье исторических границ не учитывает судьбы народов, а тем более – чувства семей или просто друзей, которые оказываются по разные стороны.Черногория – недавно появившаяся на карте страна — сама дала материал для проекта о новых границах и новой разобщенности. Здесь в строительном магазине в качестве ветоши продают обрезки одежды. Эти вещи не подлежат восстановлению – куски перемешаны и перекроены неизвестной рукой, и затем расфасованы по разным партиям. Ни принципы, по которым производились все эти манипуляции, ни где именно это происходило, неизвестно, также туманно и происхождение сырья. Бесстрастные и анонимные ножницы разъединили когда-то целое и осмысленное, дав ему новую реальность, новое назначение и новый способ существования. Скульптуры, созданные путём соединения этих готовых обрезков по принципу невмешательства в случайный крой, подобны общностям людей, попавших под лезвия ножниц истории – во временном и географическом смыслах. Соединяясь по уже существующим линиям, эти объекты фактически создают сами себя – здесь форму диктует материал, а не скульптор. Работа художника напоминает накладывание хирургических швов. Художественное средство, выбранное для рефлексии, – шитьё, исторически считавшееся женским рукоделием, – подчеркивает индивидуалистский женский взгляд на глобальные исторические процессы. Речь идёт скорее о судьбах отдельных людей. В то же время эти абстрактные скульптуры становятся метафорой многонациональных государств. Четко различимые куски отдельных предметов одежды, деформированные и неполные – это осколки человеческих общностей, недостающие части которых должны, согласно логике проекта, существовать в составе какого-то другого подобного объекта.