Концепт проекта
В проекте "Производственный роман" Николай Онищенко обращается к мало раскрытой теме банализации межличностных отношений в современном мире. В его понимании "производственность" – это человеческие эмоции, которые под влиянием СМИ и дизайна превратились в разновидность индустрии. Они утратили свою естественность и носят, скорее, обязательный, запрограммированный характер.
Практики и теоретики производственного искусства русского авангарда некогда утопически представляли себе дизайн как сферу, где искусство растворяется в жизни, а жизнь в искусстве. Именно благодаря Родченко, Поповой, Брик, Арватову, Третьякову возникает повсеместное вторжение художника в повседневность. Однако, первичный импульс искусства – освобождать, постоянно превращается в свою противоположность – товарный фетишизм, основанный на постоянной необходимости следовать за модой, заменяя один ненужный товар на следующий, с новым дизайном.
Окончательное развитие идеи, заложенные в производственном искусстве, (в своем искаженном варианте) получают в явлении lifestyle, когда сама жизнь, сам образ жизни человека становится предметом. Появляется более продвинутый дизайнер, занимающийся производством не вещей, но целой жизни, ее отдельных вариантов, субъективностей. Только движет им не жажда революционного освобождения от оков рутины, а надежда придумать новый способ заработка.
Сам художник представляет собой характерный пример творческого работника: Николай Онищенко совмещает дизайнерскую и художественные деятельности. Таким образом, в его проекте мы имеем дело с редким примером саморефлексии в российском искусстве.
Важным источником вдохновения "Производственного романа" стала литература. По словам художника, выставка была инспирирована творчеством знаменитой австрийской писательницы-феминистки, члена коммунистической партии, нобелевского лауреата в области литературы 2004 года – Эльфриды Елинек (в России наиболее известен ее автобиографический роман "Пианистка"). Центральные темы творчества писательницы – неудачная попытка изжить нацистское прошлое, замалчивая его, а также критика властных иерархий, заложенных в социуме, который стремится исключительно к наращиванию прибылей и потреблению.
Художник использует тексты Э. Елинек как наполнение для своих посланий. Его графика, созданная по лекалам туристических или поздравительных открыток, напоминает интимные откровения, посылаемые в будущее без надежды на точного адресата. В некотором смысле искусство в целом становится открыткой, отправленной свидетелем невозможного. В мотивах письма, адресата, цитатности можно узнать характерное для концептуального искусства обращение к деконструктивистской традиции, разрабатываемой Жаком Деррида. Так же как и философа в поздний период его творчества, художника сегодня интересует не методичный разбор и переформирование корпуса метафизики, а поиск реальной надежды для будущего мира.
Арсений Жиляев, куратор проекта СТАРТ
Арсений Жиляев
Практики и теоретики производственного искусства русского авангарда некогда утопически представляли себе дизайн как сферу, где искусство растворяется в жизни, а жизнь в искусстве. Именно благодаря Родченко, Поповой, Брик, Арватову, Третьякову возникает повсеместное вторжение художника в повседневность. Однако, первичный импульс искусства – освобождать, постоянно превращается в свою противоположность – товарный фетишизм, основанный на постоянной необходимости следовать за модой, заменяя один ненужный товар на следующий, с новым дизайном.
Окончательное развитие идеи, заложенные в производственном искусстве, (в своем искаженном варианте) получают в явлении lifestyle, когда сама жизнь, сам образ жизни человека становится предметом. Появляется более продвинутый дизайнер, занимающийся производством не вещей, но целой жизни, ее отдельных вариантов, субъективностей. Только движет им не жажда революционного освобождения от оков рутины, а надежда придумать новый способ заработка.
Сам художник представляет собой характерный пример творческого работника: Николай Онищенко совмещает дизайнерскую и художественные деятельности. Таким образом, в его проекте мы имеем дело с редким примером саморефлексии в российском искусстве.
Важным источником вдохновения "Производственного романа" стала литература. По словам художника, выставка была инспирирована творчеством знаменитой австрийской писательницы-феминистки, члена коммунистической партии, нобелевского лауреата в области литературы 2004 года – Эльфриды Елинек (в России наиболее известен ее автобиографический роман "Пианистка"). Центральные темы творчества писательницы – неудачная попытка изжить нацистское прошлое, замалчивая его, а также критика властных иерархий, заложенных в социуме, который стремится исключительно к наращиванию прибылей и потреблению.
Художник использует тексты Э. Елинек как наполнение для своих посланий. Его графика, созданная по лекалам туристических или поздравительных открыток, напоминает интимные откровения, посылаемые в будущее без надежды на точного адресата. В некотором смысле искусство в целом становится открыткой, отправленной свидетелем невозможного. В мотивах письма, адресата, цитатности можно узнать характерное для концептуального искусства обращение к деконструктивистской традиции, разрабатываемой Жаком Деррида. Так же как и философа в поздний период его творчества, художника сегодня интересует не методичный разбор и переформирование корпуса метафизики, а поиск реальной надежды для будущего мира.