Концепт проекта
Проект арт-перфоманса по эссе Альбера Камю «Миф о Сизифе» в форме эскизов и макета инсталляции. Исследование и выявление способов пространственного выражения философии абсурда и идей экзистенциализма на примере эссе Альбера Камю.
Согласно философии абсурда, творчество – это и есть упрямый бунт против своего удела, постоянство усилий, полагаемых бесплодными. И этот бунт дает человеку свободу, величие и многообразие.
В помещении находится инсталляция в форме столба с горизонтальной площадкой, по образу напоминающая жернова для вспахивания поля. Она находится в центре круга, образованного 12ю стульями. Внутри круга поле, заполненное каменными семенами. В данном случае камни в форме семян. Семя с одной стороны символ продолжения жизни, плоды жизни. Но семена каменные, а значит, не взрастут никогда. Жернова со столбом образуют собой треугольник, они как древо жизни, мощно и основательно стоящее на земле. Именно этим древом управляет человек, возделывая землю. По задумке на всех 12ти стульях сидят актеры, 12 человек. Они посменно по 2 человека, как будто пробуждаясь ото сна, встают со своих мест, подходят к жерновам, опираясь на деревянную перекладину, начинают бороздить семена. Один человек с одного конца, второй с противоположного. Актеры друг с другом не входят в контакт, они не могут пересечься. Движение закольцовано. До этого момента они как бы спят, ожидая своего часа труда. Количество стульев 12 как на часах, как количество месяцев в году. В данном примере время имеет значение, давая отсылку к ассоциации с современным человеком и его ежедневным трудом.
Круг из семян как символ земли в целом, символ нашей планеты, на которой живет человек, в непрестанном усилии возделать её. Когда «плугом» актеры бороздят семена – остаются волнообразные линии, стираемые при втором прохождении. Для меня важен этот образ, он как воронка поглощающее все. Этот круг существует как микрокосмос. Борозды семян как круги на воде от брошенного камня. Действие человека рождает отклик у земли. Если смотреть на композицию сверху, в плане она напоминает часы со стрелкой, но время мы не обозначаем. Так как о времени можно говорить в рамках отдельной человеческой жизни. Но что есть время в вечности? Человек сам как семечко во вселенной, но по отношению к своей собственной жизни ее властелин.
Столб и перекладина в конструкции, называемые мной жерновами, имеют двойственный образ, напоминая также строение мачты корабля. Труд человека, это усилие воли как выход в бушующее море под парусом. Это как вызов, бросаемый человеком судьбе. Ведь именно вызов может придать человеческой жизни величие, по словам философа. «Единственной правдой является – вызов». А в смелости бросить вызов заключается красота.
Нить, образующая треугольник, связывающая две деревянные плоскости, являет собой напряженную натянутую как струну линию. Напряженность этой линии помогает зрительно выразить пластический образ концентрированности движения.
В макете, согласно масштабу, инсталляция находится в помещении прямоугольной формы 30х15 м. В нем есть ощущение огромного воздушного пространства, когда ты как семечко в космосе.