Концепт проекта
Посмотреть под ноги, чтобы осмыслить социальный и культурный феномен, о котором вспоминают не часто.Проект «Высокая мода канализации» представляет собой избранное собрание копий канализационных люков со всего мира.
Со времён древних царств и империй наличие в городе канализации было признаком «цивилизованности» и развитости того или иного государства. Уже две тысячи лет назад люди заботились о гигиене городов с помощью водопроводов и канализаций. Водопровод, «сработанный ещё рабами Рима», требовал соответствующей канализационной системы. Гигиена – это тот базис, без которого невозможно здоровое общество – в буквальном и фигуральном смысле этого выражения. Говоря проще: цивилизация невозможна без канализации.
Катерину Муравьёву заинтересовал не столько исторический (впрочем, каждый из объектов сопровождён подробной аннотацией с «историей вопроса» в той или иной стране), сколько эстетический аспект темы канализации. Поэтому в названии проекта фигурирует слово «мода» как сфера, которая является законодателем канонов красоты. «Утилитарное может быть красивым. Будем надеяться, что красивые канализационные люки войдут в традицию, как красивые машины и красивые дома», - сказала художница на открытии выставки.
Судя по копиям люков, которые составили экспозицию, такой принцип отношения к канализационным крышкам существует во многих странах мира. Например, в Нью-Йорке её украшает золочёное изображение Статуи Свободы, в парижском «Диснейленде» - силуэт Микки Мауса. В Брюгге – часть городского герба. Россия представлена на выставке двумя люками: московским – с вензелем отеля «Шереметьевский», и петербургским с надписью «Ленинградская канализация». При этом последний из-за своей неэстетичности «помечен» как проблемный люк: он дымится, будто сигнализируя о том, что нужно «что-то делать».
Таким образом, выставка «Высокая мода канализации» предлагает зрителям своеобразный арт-обзор люков и оставляет за ними право решить, какой люк может претендовать на маркёр «культурности» и «цивилизованности» городов XXI века…»