Концепт проекта
здесь
Какое пространство первично - снаружи или внутри? Случается, что память о ландшафте составлена совсем иными линиями, чем ландшафт; случается, что память о человеке не имеет с ним ничего общего. Субъективное "здесь" - точка пересечения топографии с личной мифологией. Субъективное "здесь" не может не быть настоящим, потому что незачем себе врать.
завтра
Завтра - вечная утопия, которая никогда не настаёт. Завтра несовместимо с сейчас. Это только предвидение того, чем станет слово или действие, перестав тебе принадлежать. Память фиксирует очертания места; тело оставляет в пространстве след. Срок жизни этих отпечатков неопределим.
зачем
Снаружи и внутри меняется местами.
Проект состоит из четырёх частей: объектов, графики, фотодокументации графической работы, выполнявшейся на улице, и перформативной части, связанной с исследованием города.
Объекты из окрашенной алюминиевой проволоки – сделанные непосредственно на месте «слепки» типичных для всякого города фрагментов: трубы и заграждения на скатной крыше, подъезда, многослойных заборов из частного сектора. Работа с проволокой интересна для меня с одной стороны – как переходная форма между двух- и трёхмерным пространством, с другой – как способ тактильного взаимодействия с местом. Изображённые фрагменты настолько неуникальны, что становятся значимыми только в контексте ассоциированных с ними историй, превращаются в декорации воспоминаний.
Серия графических работ вырывает из контекста городского пейзажа единственную линию, субъективно важную для наблюдателя. В отличие от объективной фотографии, захватывающей в кадр все видимые объекты без исключения, воспоминания фрагментарны. Изображения Воронежа, Харькова, Москвы, Берлина и Хельсинки могли бы быть с лёгкостью узнаны на фото, но, кристаллизованные памятью до единственной линии, едва распознаются как абстрактный городской пейзаж. Как объекты из проволоки, так и серия рисунков – о памяти человека о месте.
Фотографии – о памяти самого места. В заснятом процессе я двигаюсь вдоль стены, грубо обводя углём контур собственного тела после каждого шага. Последствия присутствия или движения в пространстве, как правило, нематериальны, но они становятся частью образа места, его мифологии.
Перформативная часть проекта также связана с памятью места и состоит в движении по произвольному маршруту с составлением заметок, кратко описывающих наблюдения за незначительными, но выбивающимися из общего контекста элементами городского пейзажа. Записки должны остаться приклеенными в тех местах, где было сделано наблюдение, чтобы из личных стать общими. Итогом станет составление карты исследования незаметного, но субъективно важного в пространстве города.