Концепт проекта
Первичная фабула выставки Зины Исуповой связана с политическими и социальными событиями последних месяцев на Украине. Основными носителями образов в проекте являются тяжелые живописные плиты, содержащие в себе портреты «занесенных».
«Занесенные» здесь – обычные (типичные) люди, чьи образы погрязли в светлой и мутной жиже, тонут в ней; они не то спят, не то мертвы или пребывают в анабиозе. Некоторые кадры взяты за основу из реальной хроники и наделены смутной узнаваемостью: кажется, что вот именно этот ракурс был в очередных трагических новостях. Гипсовые массивы, являющиеся основой для живописи, становятся одновременно и табличками для клинописи, и мемориальными плитами.
В проекте Зины чрезвычайно важен личный, биографичный момент автора. Художница родилась и выросла в Киеве, а с 2013 года учится в Москве, в Школе Родченко. Драматичный момент украинской истории невольно переживался с дистанции, с топографической преградой расстоянием. Дистанция проявляется не только расстоянием, но и кропотливой техникой, раздвигающей временной зазор между событием и его художественным воплощением.
Помимо своей социально-исторической тематики, проект затрагивает спектр вопросов внутри искусства. Насколько живопись сегодня способна отвечать скоростям современности, быть в сверхбыструю информационную эпоху адекватным художественным высказыванием? Как показывает проект Исуповой, сегодня подчеркнуто медленный медиум может брать свое не громким криком и быстротой, но безмолвием и сосредоточенностью. Это риторические вопросы, задаваемые без надежды получить обратный ответ. Это медийные образы, залипшие в слоях медленного времени. Это, с одной стороны, безнадежный жест художника, обращающегося к хрупкому скульптурному материалу – гипсу, соединяющему в своих объектах мемориальные отсылки – как гипсовые памятники образам из телевизоров и фотокамер. С другой стороны, это попытка ввергнуть зрителя в иную, замедленную и приглушенную темпоральность. Экспозиция сделана таким образом, чтобы удержать зрителя внутри себя своей непростой геометрией, лабиринтообразной структурой. Тематика же проекта прорывает изолированность медиума живописи, воссоединяя его с реальностью, с моментом, который актуализируется через ожидание и уход в прошлое.