Центр современного искусства
ВИНЗАВОД приглашает на «СТАРТ»

05.03.2019 — 07.04.2019

Palus Florens

Автор проeкта:

Алина Бровина

Художник СТАРТА

Предметом соучастия и изучения в проекте Palus Florens Алины Бровиной становится экосистема одного московского двора.

Коммуникативные ситуации здесь, по большому счету, ограничены лишь случайными столкновениями, которые могут возникнуть в момент передвижения жителей по привычному маршруту. А палисадник становится живым воплощением логики ограничений и схематичности восприятия территории.

Клумба как форма организации жизни –– не только инициированная человеком, но им же и ограниченная в своем развитии –– парадоксальным образом воспринимается жителями как объект-в-себе, изъятый из повседневных коммуникаций. Ограда определяет объект для наблюдения и контроля, но не взаимодействия. Даже этимология слова «палисадник» (от франц. palissade — «изгородь, частокол», восходящего к лат. pālus — «кол, столб») фиксирует значимость и первоочередность изгороди — вначале возле дома появляется забор, цветник присоединяется позже.

В пространстве выставки художница одновременно утрирует и опрокидывает подобную логику. Алина воссоздает цветочную клумбу из пластилина и помещает ее на пьедестал –– указывая на хрупкость и адаптивность растений к условиям окружающей среды, а также на рукотворность палисадника.

Выбор пластилина связан и с самими материальными (как химическими, так и пластическими) характеристиками медиума –– в его составе, конечно, содержится глина, но, кроме того, и ряд «улучшителей» (таких как петролатум, являющийся производным нефти, к примеру), о которых мы чаще всего не задумываемся или не знаем. В попытке вернуть себе понимание тех компонентов и свойств, из которых состоит наша урбанистическая повседневность, мы отправляем образцы почвы на лабораторный анализ и проводим исследование вероятного состава обычного детского пластилина.

 

«Ограничение» –– одно из ключевых слов, помогающих описать то, как реализуются и формируются представления о локальной геополитике этого пространства. Плоскостная геометрия простейших фигур, выступившая основным рабочим языком плана застройки территории –– территории, как некоторой абстракции, существующей в рамках товарно-денежных отношений –– проявляет себя призрачным демоном, задающим ориентиры многомерной реальности двора. Сложная экосистема, в которой содействуют различные виды живых сущностей, потоки информации и вихри случайных событий, оказывается разъята на составные части и подчинена логике одномерной схемы.