6 декабря 2016 г. в Центре современного искусства ВИНЗАВОД на площадке СТАРТ открывается выставка художника Александра Приймаченко Safe House. По задумке автора, экспозиция - экспериментальная лаборатория с опытами по перемещению во времени и пространстве. На выставке представлены фотоколлаж, видео, объекты из воска.
Если верить научным прогнозам, в недалеком будущем человечество окажется в ситуации, когда темпы научного прогресса станут настолько быстрыми, что их невозможно будет осмыслить. Отголоски этого будущего мы испытываем на себе уже сегодня. Реальность превращается в набор разрозненных конструкций, которые рождают у каждого конкретного человека свою картину мира. Эта разобщенность приводит к состоянию тотальной неопределенности. В проекте Александра Примайченко видео, фотоколлажи и объекты из воска образуют альтернативное пространство, задуманное как место возможной связи — настоящего, прошлого и будущего.
В центре выставки — видео Ðreamscape: интерпретация фоторомана «Взлетная полоса», снятого в начале 60-х одним из главных документалистов XX века, французским режиссером Крисом Маркером. Это история мира после III мировой войны. Люди, вынужденные жить в подземелье, создают устройство, способное переместить их в прошлое. Главный герой — подопытный, на котором тестируется новая технология. С помощью прибора он погружается в воспоминания, пытаясь из осколков памяти собрать образ прошлого. Его цель — восстановить связи между отрывочными фрагментами сознания и наметить путь для человечества, оказавшегося в плену катастрофического настоящего. Такой же прибор, шлем виртуальной реальности, воссоздает в своем видео Александр Приймаченко. Его герой раз за разом погружается в разрушенный игровой 3D-мир. Путешествие сопровождается вставками воспоминаний из детства. Герой с трудом совмещает пласты разрозненного опыта, его личность — на грани растворения. Пути к ясному пониманию действительности максимально размыты.
Александр Приймаченко неслучайно берет за основу короткометражного фильма видеоигру. Разрозненность — одно из условий виртуальной реальности. Игры создаются как набор уровней, которые выстраиваются определенным образом. «Тебе кажется, что ты все понимаешь, а потом ты проваливаешься сквозь стену, и все развалилось», — объясняет художник. В то же время игры — это элемент действительности, инструмент, позволяющий отстраненно наблюдать за ситуациями, создавать новые и погружать в них других людей.
Мир Ðreamscape пересекает границы виртуальной реальности и находит материальное воплощение в пространстве выставки. Его осколки запечатлены в серии напечатанных на акриле фотоколлажах и восковых объектах. В основе коллажей — документальные фотографии, сделанные в одном из спальных районов Москвы. На снимках артефакты окружающей среды, которые привлекли внимание художника. В процессе обработки к ним добавились силуэты из игр: очертания домов, разрозненные линии, персонажи, застывшие в неестественных позах. В коллажах бытовая окружающая среда сливается с воображаемыми образами, образуя единое целое.
Кроме пейзажей из цифрового мира в настоящее проникают игровые предметы: пузырек с таблетками «Здоровье» и контейнеры с патронами. Превращение стерильных 3D-объектов в реальные сопровождается деформацией. Выбранный в качестве материала воск помогает воссоздать процесс перехода из одного измерения в другое.
«Воск кажется мне очень физическим материалом, ощутимым, наиболее близким к плоти. Он выглядит, как тело. Это что-то более близкое нам, чем металл или пластик, что-то более ощутимое. Интересно было выбрать именно воск для разговора о пересечении разных слоев действительности и несуществующее воплотить в таком предельно физическом, органическом материале», — рассказывает Александр Приймаченко.
Safe House — место, где цифровые миры находят свое материальное воплощение.
Кирилл Преображенский
Куратор проекта с ноября 2015 г. по настоящее время
Мир выставки «Safe House» состоит из различных фрагментов виртуальной реальности: таких, как пространства игр-квестов, интерфейсы, скрин-шоты страниц из квази-мистических сетевых сообществ для подростков-интровертов и тому подобное. Александра Приймаченко интересует руинирование цифровой реальности, разрушение программного кода в месте его превращения в глитч. Исследование памяти не через «стилы», фотографии, как в цитируемом на выставке фильме Крис Маркера «Взлетная полоса», а через фрагменты игровой цифровой и коммуникативной реальности, в которой существуют подростки, художник осуществляет, визуализируя игровые предметы, представленные на выставке - «здоровье», «оружие», «магия» и другие игровые ресурсы.
Для прессы