Последовательно, шаг за шагом конструируя программу этого сезона Старта, я как куратор старался представлять максимально широкий диапазон авторов, школ, медиумов, подходов к искусству и тематик проектов. Поэтому появление какой-то консолидирующей темы, связывающей между собой различные выставки, представлялось мне чем-то нежелательным. Тем не менее, когда пришло время шестой выставки, со всей очевидностью появилось понимание того, что ни у меня, ни у художников нет возможности уйти от общественно-политического контекста, насквозь пропитанного милитаризмом. Его отражение, рефлексия на оный, или, по крайней мере, проявление военной темы в качестве звучащей на заднем плане подоплеки, присутствовало не только в проекте Зины Исуповой, но и в «политических партитурах»; агрессия и терроризм (являющийся инструментом современных гибридных войн) в достаточной мере определяют 0-пейзаж. Такое повсеместное проникновение одной проблематики в совершенно различные области приводит к мысли, что контекст стал настолько ядовит, что является не предметом изучения и рефлексии со стороны искусства, но (практически как субъект) активно влияет на его содержание, пропитывая собой и буквально заставляя отражать себя. В этих условиях осуществление проекта, посвященного военной технике, выглядит удивительно органичным.
Анастасия Вепрева рассказывает о военных машинах, рассматривая их как субъектов, угнетаемых машиной государства. Путь к освобождению для них лежит через отречение от них государства/властей, место освобождения – природа. Только там, вне социума, они смогут вздохнуть спокойно и, будучи не в состоянии выполнять свое предназначение, неспешно разлагаться. Степень их разложения и абсорбирования природой поэтически показана в рисунках автора. Прямые отсылки к другим рисункам – гравюрам Гольбейна, известным под названием «Пляска смерти», - есть в больших фотопейзажах, в которые вмонтированы гольбейновские изображения смерти. Пропажи техники локализованы в графической карте мира.
Однако даже такой тематически острый проект не в состоянии непосредственно изменить реальность. Он может задать вопросы и заставить задуматься, но в остальном его роль пассивна, ему – наблюдаемому – самому остается только наблюдать. Пространство экспозиции по виду приближено к традиционному музею – месту хранения и показа автономных произведений искусства, дистиллированных временем, манифестирующих пассивную силу искусства. Здесь оно словно говорит зрителю.
Иван Исаев
Для прессы