Центр современного искусства
ВИНЗАВОД приглашает на «СТАРТ»

04.09.2011 — 16.10.2011

Выставка проектов победителей Конкурса современной скульптуры

Автор проeкта:

Илья Гришаев

Художник СТАРТА

Художественный совет ВИНЗАВОДа определил 3-х победителей Всероссийского конкурса современной скульптуры в рамках Проекта поддержки молодого искусства СТАРТ:

– Гришин Павел, г. Москва, проект «Тихий час»

– Филиппов Дмитрий, г. Горняк, проект «Без названия»

– Яблонина Мария, г. Томск, проект «Искусственно воссозданное»

Торжественное открытие проектов победителей состоялось 4 сентября на Большой площади ВИНЗАВОДа.

«Задумывая конкурс скульптуры мы шли на риск. А есть ли у нас скульпторы? А могут ли они мыслить современным языком? А работать с реальным материалом? Есть ли кому помогать? Каково было наше удивление, когда мы получили сотни предложений. И каких! Нам было из чего выбирать. У нас есть замечательные победители, отвечающие всем запросам времени. Значит, мы сделали правильный выбор и скульптура действительно возрождается. И обоснованно требует к себе самого пристального внимания!»

Куратор проекта СТАРТ Арсений Жиляев

Конкурс современной скульптуры в рамках проекта поддержки молодого искусства СТАРТ начался 1 марта 2011 года.

Заявки принимались в виде эскизов или фотографий макетов по любым видам скульптуры из металла (или с металлическими элементами).

Возвращение скульптуры в современное искусство - одно из важнейших событий последнего десятилетия.  Еще совсем недавно тенденции к дематериализации в современном искусстве (перформас, хеппенинг, видео-арт, концептуальное искусство и пр.) вместе с распространением влияния сети Интернет, казалось, навсегда вытеснили из выставочных залов привычные медиа. Однако история решила по-другому. Ушедшее десятилетие вернуло осязаемость и видимость произведениям современного искусства. Сегодня мы являемся свидетелями того, как вместе с техническими революциями в производстве и обработке материалов переизобретаются представления о том, чем же является современная скульптура.

Для российского искусства кризис традиционных медиа был особенно тяжелым. Его последствия ощущаются до сих пор. К сожалению, за последние 20 лет была почти полностью уничтожена гигантская производственная база Советского Союза художников. Постепенно деградировала система художественного образования. У художников отняли, или же просто забыли дать, мастерские. Очевидно, что в таких условиях трудно всерьез рассуждать о профессиональной скульптуре: ведь для нее требуется высокий уровень подготовки, знания истории современного искусства и большая мастерская! Однако ситуация начала постепенно меняться. Многие известные российские художники во второй половине 00х из концептуальных соображений обратились именно к скульптуре. Началась работа по освоению новых технологий производства. В то же время стали появляться альтернативные  художественные образовательные инициативы. И наконец, одна из основных тенденций прошлого десятилетия, связанная с переосмыслением наследия модернизма, требовала от художников вновь обратиться к формальному языку трехмерного произведения искусства, причем порой именно в классическом модернистском материале.

Работа Павла Гришина "Тихий час" - конструкция, напоминающая цех по производству мяса, только вместо туш животных на железных крюках висят матрасы. "Человек проводит большую часть жизни во сне и только перед смертью он по-настоящему просыпается", - констатирует автор. Гришин говорит о желании преодоления повседневности посредством "идеи сверхъестественного достижения". Речь идет об экзистенциальном опыте открытости к человеческому бытию во всей его фатальности и неизбежностью смерти в финале. Но только такое принятие своей конечности позволяет человеку ощутить в полной мере свое существование. Отсюда возникает кровавая метафора цеха для убоя скота. Зловещая композиция, молчаливо призывающая к пробуждению, зависает на грани между скульптурой и инсталляцией, обозначая одновременно пределы жанра скульптуры и возможности человеческого переживания.

Возвращение скульптуры в современное искусство — одно из важнейших событий последнего десятилетия. Сегодня мы видим, как на наших глазах, вместе с техническими революциями в производстве и обработке материалов, переизобретаются представления о том, чем является современная скульптура.