Центр современного искусства
ВИНЗАВОД приглашает на «СТАРТ»

04.09.2011 — 16.10.2011

Выставка проектов победителей Конкурса современной скульптуры

Автор проeкта:

Дима Филиппов

Художник СТАРТА

Художественный совет ВИНЗАВОДа определил 3-х победителей Всероссийского конкурса современной скульптуры в рамках Проекта поддержки молодого искусства СТАРТ:

– Гришин Павел, г. Москва, проект «Тихий час»

– Филиппов Дмитрий, г. Горняк, проект «Без названия»

– Яблонина Мария, г. Томск, проект «Искусственно воссозданное»

Торжественное открытие проектов победителей состоялось 4 сентября на Большой площади ВИНЗАВОДа.

«Задумывая конкурс скульптуры мы шли на риск. А есть ли у нас скульпторы? А могут ли они мыслить современным языком? А работать с реальным материалом? Есть ли кому помогать? Каково было наше удивление, когда мы получили сотни предложений. И каких! Нам было из чего выбирать. У нас есть замечательные победители, отвечающие всем запросам времени. Значит, мы сделали правильный выбор и скульптура действительно возрождается. И обоснованно требует к себе самого пристального внимания!»

Куратор проекта СТАРТ Арсений Жиляев

Конкурс современной скульптуры в рамках проекта поддержки молодого искусства СТАРТ начался 1 марта 2011 года.

Заявки принимались в виде эскизов или фотографий макетов по любым видам скульптуры из металла (или с металлическими элементами).

Возвращение скульптуры в современное искусство - одно из важнейших событий последнего десятилетия.  Еще совсем недавно тенденции к дематериализации в современном искусстве (перформас, хеппенинг, видео-арт, концептуальное искусство и пр.) вместе с распространением влияния сети Интернет, казалось, навсегда вытеснили из выставочных залов привычные медиа. Однако история решила по-другому. Ушедшее десятилетие вернуло осязаемость и видимость произведениям современного искусства. Сегодня мы являемся свидетелями того, как вместе с техническими революциями в производстве и обработке материалов переизобретаются представления о том, чем же является современная скульптура.

Для российского искусства кризис традиционных медиа был особенно тяжелым. Его последствия ощущаются до сих пор. К сожалению, за последние 20 лет была почти полностью уничтожена гигантская производственная база Советского Союза художников. Постепенно деградировала система художественного образования. У художников отняли, или же просто забыли дать, мастерские. Очевидно, что в таких условиях трудно всерьез рассуждать о профессиональной скульптуре: ведь для нее требуется высокий уровень подготовки, знания истории современного искусства и большая мастерская! Однако ситуация начала постепенно меняться. Многие известные российские художники во второй половине 00х из концептуальных соображений обратились именно к скульптуре. Началась работа по освоению новых технологий производства. В то же время стали появляться альтернативные  художественные образовательные инициативы. И наконец, одна из основных тенденций прошлого десятилетия, связанная с переосмыслением наследия модернизма, требовала от художников вновь обратиться к формальному языку трехмерного произведения искусства, причем порой именно в классическом модернистском материале.

Дима Филиппов в своей работе «Без Названия» пытается переизобрести тезис о том, чем же является современная  скульптура. По его мнению, классическая скульптура подобна крепости, удерживающей свое содержание и формальный объем, что соответствует о неизменности традиционных представлений об этносе, культуре и т.д. В современных же условиях такого рода статичность и закрытость оказывается невозможной. "Как и подводная лодка, ушедшая на недопустимую глубину, подвергается неизбежной деформации, так и скульптура, неуместная для текущей идеологии испытывает на себе силу давления", - говорит Филиппов. Ответ художника в создании сложной биоморфной формы из стали, пытающейся передать динамику современности в жесткой замкнутости скульптурного объема.

Возвращение скульптуры в современное искусство — одно из важнейших событий последнего десятилетия. Сегодня мы видим, как на наших глазах, вместе с техническими революциями в производстве и обработке материалов, переизобретаются представления о том, чем является современная скульптура.